Семинар "Почему не приживается инновационное предпринимательство в вузах: оценки руководителей предпринимательской инфраструктуры ряда ведущих вузов"
Проектная группа факультета социальных наук "Стратегии адаптации российских малых предпринимателей к шоковым изменениям в экономике и обществе" (рук. - проф. Чепуренко А.Ю.) приглашает всех желающих принять участие в заседании проектного семинара для обсуждения доклада по теме «Почему не приживается инновационное предпринимательство в вузах: оценки руководителей предпринимательской инфраструктуры ряда ведущих вузов».
В концепции предпринимательских университетов ключевая роль в стимулировании коммерциализации отводится университетам. Последние десятилетия именно здесь при поддержке государства и по инициативе руководства, а где-то и выпускников университетов, создавались «классические» элементы предпринимательской инфраструктуры, нацеленной на поддержку создания внутри университетов преимущественно студенческих команд старт-апов. При этом, несмотря на финансовые, политические, административные ресурсы, сколько-нибудь значимого влияния эти меры по стимулированию инновационного предпринимательства в университетах не оказали, а число создаваемых в вузах старт-апов на протяжении последнего десятилетия только сокращалось и достигло в 2022 г. немногим более 20.
Судя по всему, в России англо-саксонская модель коммерциализации ноу-хау, которую многие годы пытались внедрить на разных уровнях, не приживается. Настоящее исследование посвящено выяснению возможных причин этого на мезо-уровне, связанных с институциональной структурой, системой и балансом интересов между различными группами акторов на уровне вуза.
В рамках исследования на основе 6 не структурированных интервью с руководителями инфраструктуры предпринимательской деятельности ряда ведущих университетов Москвы, Московской области и Нижнего Новгорода (благодарим доцента НИУ ВШЭ (Нижний Новгород) Н. Бутрюмову за предоставленные данные интервью с 2 администраторами нижегородских вузов) удалось сформулировать следующие основные причины:
- Развитие и поддержка предпринимательства плохо вписывается в систему формальных показателей оценки успешности развития вузов со стороны государства как учредителя;
- Университеты, особенно с преобладанием разработок в области STEM, по разным причинам «закрыты» для прихода ряда ключевых участников процесса коммерциализации ноу-хау: коучей, менторов, бизнес-ангелов;
- Куратор инновационно-предпринимательского блока в университете в силу неравенства властных полномочий и наличия связей с потенциальными инвесторами и/или клиентами рассматривает создаваемые работниками вуза ноу-хау как потенциальный источник заказов на НИР для университета, либо дохода для себя лично, но не как возможность для запуска команды старт-апа;
- Перегруженность научно-преподавательского состава учебно-методической деятельностью, не позволяющая серьезно вкладываться в создание и раскрутку бизнеса;
- Неопределенность распределения прав собственности на коммерциализируемый продукт;
- Ложные стимулы, создаваемые системой поощрения за публикации в высокорейтинговых журналах.
В выступлении сформулирован ряд выводов и практических рекомендаций по изменению ситуации и созданию более благоприятного баланса интересов основных возможных стейкхолдеров, включая крупный бизнес, для перезагрузки инновационного предпринимательства в вузах России.
Дата и время проведения: среда, 12 апреля 2023 года, в 17:00-190:00.
Адрес: присоединиться к встрече можно по ссылке после регистрации: https://events.webinar.ru/53780963/969893602
Для регистрации, пожалуйста, не позднее 11 апреля 2023 года сообщите свои фамилию, имя, отчество (полностью) и место работы или учебы на электронный адрес gabelko@hse.ru.