• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Открывая для себя предпринимательство

С 18 по 29 августа прошла международная Летняя школа Лаборатории исследований предпринимательства ВШЭ и Национального института исследований инновационного предпринимательства университета Твенте (Энсхеде), Нидерланды. О школе рассказывает научный руководитель этой лаборатории, декан факультета социологии ВШЭ Александр Чепуренко.

С 18 по 29 августа прошла международная Летняя школа Лаборатории исследований предпринимательства ВШЭ и Национального института исследований инновационного предпринимательства университета Твенте (Энсхеде), Нидерланды. О школе рассказывает научный руководитель этой лаборатории, декан факультета социологии ВШЭ Александр Чепуренко.
Школа проходила в два этапа: сначала принимающей стороной выступали нидерландские коллеги, а вторая часть состоялась в одном из подмосковных пансионатов. Совместную команду организаторов возглавляли со стороны университета Твенте профессор Аард Грен, он же директор Национального института исследований инновационного предпринимательства (НИКОС), а от Высшей школы экономики — научный руководитель Лаборатории исследований предпринимательства (ЛИП), декан факультета социологии ВШЭ Александр Чепуренко.

— Александр Юльевич, кто были участники этой школы? В чем состояла суть их работы в рамках школы?

— Для участия в работе школы организаторы отобрали по десять наших и нидерландских студентов и аспирантов, которые в течение зимы и весны выполняли небольшие групповые исследовательские проекты, их результаты (англоязычные тексты и презентации) стали предметом обсуждения на самой летней школе. Кроме этого, оба университета подготовили короткую, но насыщенную программу лекций, мастер-классов и бесед по различным аспектам теории и практики предпринимательства, развития национальной инновационной инфраструктуры обеих стран, корпоративного управления, статистики бизнеса и предпринимательства…

— В чем был основной замысел проведения этой летней школы?

— Летние школы стали важным и неотъемлемым элементом работы нашей лаборатории. На них мы знакомим новичков с современными исследованиями предпринимательства, прежде всего с проектом «Глобальный мониторинг предпринимательства», в котором Вышка участвует с 2006 года. Но эта, третья, летняя школа по предпринимательству стала новым шагом. Две предыдущие (в 2009 и 2010 годах) были сугубо национальными, мы отбирали студентов только из российских вузов, но каждый раз приглашали также одного из известных зарубежных специалистов в качестве лектора и «свежей головы» — для комментирования студенческих презентаций, консультирования участников по вопросам теории и исследовательской методологии. Теперь же сделан новый шаг — мы с коллегами из очень динамично развивающегося предпринимательского университета нидерландской провинции Твенте сформировали общий оргкомитет, который подготовил насыщенную и, как нам представляется, в целом взаимодополняющую программу занятий. С их стороны в основном это были кейсы, а также лекции по вопросам организации и финансирования бизнеса. С нашей стороны — сравнительный анализ практики предпринимательства в обеих странах, особенностей корпоративного управления в России, международных стандартов статистики предприятий и предпринимательства и их применимости в практике исследований на национальном и международном уровне, а еще такого пока редкого в нашей стране явления, как социальное предпринимательство. Сравнительный анализ практики предпринимательства в обеих странах основывался как на данных «Глобального мониторинга предпринимательства», так и на других источниках.

Кроме того, студенты должны были провести презентацию своих проектов по исследованию различных аспектов предпринимательства в странах-участницах летней школы, выполненных в ходе подготовительного этапа, а также суметь в процессе работы самой летней школы, разбившись на смешанные российско-нидерландские группы, реализовать еще один групповой проект. Таким образом, было много именно групповой проектной работы, что удачно дополнило стандартные процедуры образования, реализуемые в течение учебного года, и способствовало интернационализации исследовательских компетенций студентов. Важным и полезным элементом программы была и необходимость постоянно общаться на профессиональные темы на английском языке. Наконец, работа с носителями иной академической культуры дала и преподавателям, и студентам возможность для сравнения.

— И что же это сравнение показало?

— Мы убедились, что голландские студенты в целом гораздо лучше умеют работать с литературой, делать ее аккуратный анализ. Тогда как сильная сторона наших студентов — скорее, владение методами эмпирического анализа для решения инструментальных задач (правда, иногда бывают проблемы с интерпретацией полученных результатов). Мы также — исходя из анализа анкет, которые по итогам школы заполнили все участники — увидели, что высоко были оценены некоторые наши лекторы (например, Максим Братерский или Александр Сеттлз), я имею в виду и уровень преподавательского мастерства, и владение предметом. Вообще, по отзывам большинства студентов обоих университетов, школа превзошла их ожидания, за короткий срок они узнали много нового, получили навыки анализа данных, групповой проектной работы в международных группах, смогли познакомиться и подружиться друг с другом и ознакомиться с достопримечательностями Амстердама и Москвы. Праздничный фейерверк над Москвой-рекой, который завершил рабочую программу, был вполне созвучен настроению ребят.

— Каковы теперь ваши планы?

— Организаторы и сами получили большой опыт (поначалу и мы, и наши нидерландские коллеги относились к проведению совместной школы двух университетов как к большому венчурному проекту). Мы проанализировали отзывы студентов, собственные впечатления и твердо уверены, что в следующем году нам по плечу провести международную школу уже в расширенном варианте — с участием других европейских университетов-партнеров. Идея — сделать школу в полном смысле европейской, открытой, и на ее базе начать постепенно выстраивать магистерскую программу двух дипломов по исследованиям предпринимательства европейского уровня.

— А какие-то сопутствующие проблемы при проведении школы выявились?

— Во-первых, конечно, была визовая проблема (для обеих сторон это было большим и хлопотным делом). А главное, в случае выбытия кого-то из участников произвести замену становится невозможно (а достойный резерв у нас был). Во-вторых, было очень трудно найти адекватные источники финансирования и методы организации летней школы с международным участием в условиях действия российского законодательства в области закупок и странного выбора приоритетов финансирования видов активности национальных исследовательских университетов со стороны Минобрнауки. Только особые усилия сотрудников Лаборатории исследований предпринимательства — особенно выделю заведующую лабораторией Ольгу Образцову, ее заместителя Марию Габелко, а также нашу выпускницу Екатерину Мурзачеву — и поддержка со стороны ряда служб и административных подразделений Вышки (в частности, дирекции по международным связям и особенно Елены Артюховой), — только это и позволило в итоге преодолеть препоны в виде наших установлений, не дающих национальному исследовательскому университету финансировать такие формы преподавательской и студенческой активности, как летние школы. Полагаю, что с учетом растущего числа летних школ в Вышке настала пора подумать о выстраивании соответствующей логистики и включении связанных с этим видов трудозатрат студентов и преподавателей в их официально признаваемую нагрузку.

— Что вы имеете в виду?

— Я имею в виду, что одновременно с принятием решения о финансировании летних школ соответствующий орган университета должен был бы осуществлять также утверждение количества кредитов для студентов, успешно прошедших летнюю школу (например, за один и тот же объем работы студенты бакалавриата могли бы получать по 2 кредита, а магистратуры — хотя бы по одному), а еще выносить решение, пусть даже рекомендательное, в адрес руководства факультетов об учете затрат на организацию и проведение школ со стороны преподавателей в их нагрузке, как это принято в тех самых европейских университетах, которые мы выбрали себе в качестве бенчмарков. Поверьте мне, сил и времени на подготовку такой школы уходит не меньше, чем на полновесный учебный курс.

Источник:  http://www.hse.ru/news/recent/34378486.html